Главное меню

Бюджет: понятие, сущность, назначение, виды

Под бюджетированием в управленческом учете понимают процесс планирования. Планирование - одна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

Прежде чем определить понятие бюджета, остановимся на проблемах терминологии. Обычно понятие «бюджет» мы связываем с такими определениями, как государственный, федеральный, местный, семейный, у всех на слуху выражение «дефицит бюджета». В управленческом учете, как в самостоятельном виде учета, термин «бюджет» используется в несколько ином смысле, который ближе к такому понятию, как смета (например, смета доходов и расходов). Однако и в самом управленческом учете существуют различные мнения на определение «бюджет».

По мнению Д.В. Лысенко, «…бюджет (или смета) - это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций» [15, с. 212].

В.Б. Ивашкевич считает, что «…бюджет - количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели»[14, с. 449] .

Составление бюджетов преследует следующие цели:

⁻ разработка концепции ведения бизнеса: − планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

⁻ оптимизация затрат и прибыли предприятия;

⁻ координация - согласование деятельности различна подразделений предприятия;

⁻ коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;

⁻ мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

⁻ контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

⁻ выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

Существуют следующие этапы разработки бюджетов:

⁻ сообщение основных направлений развития предприятия лицам ответственным за разработку бюджетов;

⁻ разработка первого варианта бюджетов;

⁻ координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов;

⁻ утверждение бюджетов руководством предприятия;

⁻ последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.

В зависимости от поставленных задач различают также бюджеты:

⁻ генеральные и частные;

⁻ гибкие и статические.

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия - генеральный (общий) бюджет. Цель генерального бюджета - суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия (частные бюджеты).

Генеральный бюджет состоит из двух частей - операционного и финансового бюджетов. Однако данное мнение не однозначно. Например, Д.В. Лысенко включает в состав генерального бюджета операционный бюджет, инвестиционный бюджет, финансовый и сводный бюджеты.

К операционному бюджету он относит:

⁻ бюджет продаж;

⁻ бюджет запасов готовой продукции;

⁻ бюджет производства;

⁻ бюджет незавершенного производства;

⁻ бюджет закупок;

⁻ бюджет прямых материальных затрат;

⁻ бюджет затрат на оплату труда;

⁻ бюджет общепроизводственных расходов;

⁻ бюджет внепроизводственных расходов и т.п.

К инвестиционному бюджету:

⁻ бюджет капитальных вложений и инвестиций;

⁻ бюджет реализации внеоборотных активов;

⁻ бюджет долевых инвестиций;

⁻ бюджет инвестиционных поступлений;

⁻ бюджет инвестиционных выплат.

К финансовому бюджету относит:

⁻ бюджет финансовой деятельности;

⁻ бюджет кредитов и займов;

⁻ бюджет движения собственного капитала;

⁻ бюджет выданных займов;

⁻ бюджет краткосрочных финансовых вложений.

К сводному бюджету:

⁻ бюджет неоперационных доходов и расходов;

⁻ бюджет прибылей и убытков;

⁻ бюджет движения денежных средств;

⁻ платежный бюджет;

⁻ прогнозный баланс [15, с. 218].

В данной же работе будем придерживаться более распространенного мнения, по которому к генеральному бюджету относятся операционный и финансовый бюджеты.

В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие. Статический бюджет - бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.

Перейти на страницу: 1 2

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...