Главное меню

Источники формирования финансовых ресурсов муниципальных образований

В соответствии со своим правовым статусом муниципальные внебюджетные фонды образуются по решению местных властных структур. Количество, размеры и виды внебюджетных фондов муниципальных образований находятся в зависимости от обеспеченности бюджетными средствами установленных потребностей. Мобилизованные фондами средства, распределяемые в соответствии с их целевым назначением, направляются населению, предприятиям, некоммерческим организациям.

Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета. Вместе с тем средства муниципальных внебюджетных фондов принадлежат местным органам власти. Последние определяют целевое назначение и задачи деятельности каждого конкретного фонда, источники формирования его доходов, направления использования средств. Оперативная деятельность по формированию и использованию средств муниципальных внебюджетных фондов осуществляется правлениями соответствующих внебюджетных фондов, которые несут ответственность за выполнение установленных целей, определяют перспективные задачи, утверждают сметы расходов и отчеты об их исполнении [1].

В мировой практике существует неоднозначное отношение к внебюджетным фондам как специфической форме мобилизации и использования денежных средств. С одной стороны, внебюджетные фонды, аккумулирующие дополнительно к бюджетным фондам значительные дополнительные средства, позволяют обеспечить решение важных для территории задач. Однако, с другой стороны, развитие внебюджетных фондов сопряжено с потерей контроля за финансовыми потоками на территории муниципального образования. В этой связи в некоторых странах внебюджетные фонды отсутствуют не только на территориальном, но и на государственном уровнях.

Отечественный опыт функционирования внебюджетных фондов свидетельствует о наличии значительных злоупотреблений, допущенных при формировании и использовании фондов на местах, о слабом контроле за деятельностью фондов и целевым характером расходования их средств. В первые годы рыночных реформ количество внебюджетных фондов на различных уровнях управления было весьма велико. Впоследствии часть внебюджетных фондов трансформировалась в бюджетные при сохранении их целевого характера: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд развития таможенной системы РФ, Федеральный Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ [1] было предусмотрено обязательное включение в состав бюджетов всех денежных потоков государственных и муниципальных органов власти. Решения о консолидации части внебюджетных фондов в бюджетах связаны с необходимостью упорядочения финансовых ресурсов государства. Задача установления действенного централизованного контроля за формированием и целевым характером расходования средств в современных условиях обусловливает целесообразность объединения внебюджетных фондов в бюджетах.

В современных условиях муниципальные целевые внебюджетные фонды утрачивают свое значение как источник финансовых ресурсов. Основные статьи доходов, ранее формировавшие эти фонды, в настоящее время консолидированы в бюджете. Во внебюджетные фонды сейчас зачисляются в основном добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, а также штрафы за загрязнение окружающей среды, нанесение вреда памятникам природы и объектам культурно-исторического наследия. В современных условиях важной составляющей муниципальных финансов является муниципальный кредит. В странах с развитой рыночной экономикой роль заемных средств в реализации задач социально-экономического развития муниципальных образований достаточно велика. Привлечение заемных ресурсов осуществляется в форме выпуска муниципальных ценных бумаг и банковских кредитов. В США, например, доминирующая часть муниципальных кредитов приходится на долговое финансирование посредством выпуска муниципалитетами ценных бумаг; объем обращающихся на рынке муниципальных бумаг равен объему обращающихся долговых обязательств федерального правительства. В Германии, напротив, преобладают банковские кредиты (до 90% от общего объема заемных средств).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...