Главное меню

Оптимизация расходов местных бюджетов

Таким образом, программно-целевое бюджетирование (ПЦБ) является одним из способов осуществления бюджетирования, ориентированного на результат.

Выделим характеристики, влияющие на масштаб распространения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат:

система действительно позволяет поставить финансирование бюджетополучателей в зависимость от результата их деятельности, конечно, если такой результат может быть выявлен и измерен;

система позволяет сократить сеть бюджетных учреждений и привлечь к оказанию государственных и муниципальных услуг негосударственные организации, но только в том случае, если эта услуга не связана с выполнением властных полномочий и экономически привлекательна для предпринимателей (прогнозируемый объем обслуживаемого контингента и тариф как минимум покрывает все издержки);

бюджетирование, ориентированное на результат, повышает степень свободы руководителей ведомств в постатейном распределении выделенных ассигнований, что положительно сказывается на процессе финансирования, если существуют адекватные альтернативные варианты по составу затрат на выполнение функций (например, можно выбрать вариант приобретения уборочной техники вместо найма большого количества дворников, но приобретение дополнительного легкового автотранспорта за счет сокращения штатов или окладов судебных исполнителей не является адекватным);

среднесрочное бюджетирование имеет преимущества по сравнению с ежегодным: если проводимое мероприятие ограничено во времени (имеет начало и конец финансирования) и существует конечная стоимость всего мероприятия, если же государственная функция оказывается из года в год, то годичность бюджета позволяет своевременно корректировать ассигнования на уровень инфляции, а среднесрочные показатели будут носить, скорее, ориентировочный характер.

Учитывая перечисленные моменты и специфику общественных благ, в работе предложим следующая модель бюджета, ориентированного на результат для формирования муниципального бюджета (табл. 15).

Таблица 15 - Модель формирования бюджета, ориентированного на результат исходя из специфики общественных благ

Чистые общественные блага

Муниципальные гарантии

Программные мероприятия

1. Формирование муниципальных гарантий

Определения перечня услуг (благ), которые должны быть предоставлены бюджетными учреждениями

Установление перечня муниципальных гарантий и категорий лиц, имеющих право на их получение

Разработка мероприятий, направленных на достижение стратегических целей экономической политики муниципального образования

2. Форма установления муниципальных гарантий

Местные законы

Местные законы

Концепции социально-экономического развития на среднесрочную перспективу

3. Определение результата

Расчет количества бюджетных учреждений, необходимых для предоставления муниципальных услуг, исходя из равнодоступности благ всем гражданам

Установление минимальных социальных стандартов и прогнозирование контингента.

Формулировка количественных параметров, которые должны быть достигнуты в ходе осуществления программных мероприятий

4. Метод, используемый при планировании расходов

Сметный

Нормативный

Программно-целевой

5. Форма финансирования расходов

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений, выделяемые на основе сметы и бюджетной росписи

Субвенции, выделяемые органам власти для обеспечения гарантий исходя из существующего контингента

Муниципальные целевые программы

6. Контроль результативности

Мониторинг качества предоставления муниципальных услуг, надзор за предоставлением благ

Проверка соответствия получателей муниципальных гарантий, законодательно утвержденным критериям.

Оценка хода реализации программных мероприятий на разных стадиях.

7. Контроль целевого использования бюджетных средств

Контроль за соблюдением сметных назначений

Контроль за целевым использованием средств

Сопоставление освоенных ассигнований, заявленным (ожидаемым) результатам на различных этапах реализации проекта

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...