Главное меню

Методические подходы к разработке дивидендной политики предприятия

Формирование оптимальной для компании дивидендной политики относится к области управленческого искусства. Однако недостаточно сформировать дивидендную политику компании. На практике возникают определенные сложности именно в процессе реализации дивидендной политики, начиная от вопросов регламентации процедуры и заканчивая вопросами налогообложения [31].

Процесс формирования дивидендной политики предприятия, как ее финансовой стратегии осуществляется согласно следующим этапам:

._Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов;

._Выработку типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия;

._Оценку эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики [26.C.25].

Эмитенту необходимо организовать комплексную систему мер, охватывающую все возможные направления регулирования инвестиционной привлекательности ценных бумаг.

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. Их принято подразделять на четыре группы [25.C.34]:

._Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия:

а)_стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

б)_необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

в)_степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды) [25.C.35].

._Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников [25.C.35]:

а)_достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б)_стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в)_стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г)_доступность кредитов на финансовом рынке;

д)_уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

._Факторы, связанные с объективными ограничениями [25.C.35]:

а)_уровень налогообложения дивидендов;

б)_уровень налогообложения имущества предприятий;

в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

г)_фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

. Прочие факторы[25.C.37]:

а)_конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);

б)_уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

в)_неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

г)_возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период [25.C.38].

Эмитент должен рассмотреть рынок потенциальных инвесторов и классифицировать в соответствии с их интересами и прочими характеристиками, такими как инвестиционные ожидания, склонность к риску, объем средств, предназначенных для инвестиций, цели, ставящиеся при инвестировании в данное предприятие и их приоритеты, процесс принятия инвестиционного решения. Необходимо определить, приход какого типа инвесторов выгоднее для предприятия и, исходя из этого, разрабатывать корректные стратегии присутствия (или отсутствия) своих акций на рынке, поддержания этого состояния и развития в определенном направлении. Поэтому руководство предприятия заинтересовано в максимально точной и достоверной информации о реальных и потенциальных владельцах его ценных бумаг. Кроме того, эмитенту необходимо иметь представление о восприятии его акций как объекта инвестиций [28.C.217].

Можно выделить следующие способы оказания воздействия на инвестиционную привлекательность акций, минимизирующие риск инвестора и увеличивающие его доход [28.C.218]:

)_Улучшение собственного финансового состояния эмитента и оптимизация дивидендной политики;

Перейти на страницу: 1 2 3

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...