Проблемы учета крупнейших налогоплательщиков
Во-вторых, предмет делегирования имеет конституционные ограничения. Возможность делегирования парламентом исполнительной власти полномочий по правотворчеству сдерживается принципом ограничения прав и свобод граждан законом. Законодатель обязан, не вмешиваясь в практику исполнительных органов, в основополагающих нормативных областях и прежде всего в сфере реализации основных прав и свобод в той мере, в которой они могут быть подвержены государственному регулированию, все существенные решения принимать самостоятельно.
Из этого конституционно значимого положения следует принцип "ограниченного делегирования": если законодатель не выразил четко намерения делегировать свои нормотворческие права, то такие права следует считать оставшимися у законодателя.
В-третьих, предмет делегирования должен быть четко очерченным. Принцип ограничения прав и свобод законом предопределяет, что при делегировании нормотворческих полномочий законом должны быть определены содержание, цель и объем передаваемых полномочий. Смысл этого требования состоит в том, чтобы воспрепятствовать Государственной Думе снять с себя ответственность законодательного органа. Парламент не должен иметь возможности передавать исполнительной власти часть своей законодательной власти без определения границы этого полномочия так, чтобы сразу было абсолютно понятно, какие ограничения и требования будут считаться допустимыми по отношению к налогоплательщикам.
Без особого труда можно понять, что ст.83 НК РФ не соответствует конституционно значимым критериям делегирования. Прежде всего, не определено понятие "крупнейший налогоплательщик". Из ст.83 НК РФ не следует, что налоговому ведомству поручено как определять особенности постановки на учет, так и устанавливать критерии признания налогоплательщиков крупнейшими, то есть выделять категорию налогоплательщиков.
Именно НК РФ должен устанавливать критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим, поскольку, устанавливая право налогового ведомства определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, НК РФ тем самым создает и обязанности этих самых крупнейших налогоплательщиков следовать указаниям налоговых органов. Однако в НК РФ не определен круг лиц, которым это предписание адресовано. С учетом этого норму ст.83 НК РФ можно было бы изложить и в такой редакции: "От кого налоговое ведомство захочет потребовать чего-то особенного в отношении налогового учета, тот и обязан эти требования выполнить".
Показательно в этом отношении правило, установленное Критериями отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденными приказом МНС России от 16.04.2008 N САЭ-3-30/290: организации, отношения с которыми могут в соответствии со ст.20 части первой НК РФ оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации - крупнейшего налогоплательщика, в свою очередь также относятся к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию в той же инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. МНС России расширило сферу применения "особенностей" налоговой регистрации, распространив ее на взаимозависимых по отношению к крупнейшим налогоплательщикам лиц. Поскольку исчерпывающего перечня признаков взаимозависимости не