Главное меню

Пути совершенствования формирования доходов бюджета Республики Беларусь

Ни в одном теоретическом исследовании не было получено надежных оценок оптимального уровня налогообложения или бюджетных расходов. За последние 15 лет было проведено множество межгосударственных исследований факторов роста с использованием самых тонких методов эконометрического анализа. Один из главных выводов состоит в том, что наличие огромного числа оказывающих воздействие на результат и тесно взаимосвязанных переменных обусловливает сравнительную неустойчивость полученных результатов: в зависимости от набора рассматриваемых факторов, временного периода и выборки стран оценка роли определенной переменной может заметно меняться. Такая ситуация способствовала развитию «метаисследований», в которых делается попытка формальными или неформальными методами выделить наиболее устойчивые связи. В число факторов, продемонстрировавших устойчивое влияние на темпы роста, следует включить:

исходный уровень душевого ВВП (при прочих равных условиях бедные страны растут быстрее);

качество институтов (защищенность прав собственности, исполнение законов и т.п.);

качество экономической политики государства и бюрократического аппарата;

степень открытости экономики;

некоторые показатели качества «человеческого капитала» (например, продолжительность жизни).

Отсутствие (или слабость) эмпирической связи между экономическим ростом и «размерами государства» при теоретически обоснованном наличии его оптимальных размеров свидетельствует о том, что либо экономический рост вообще нечувствителен к уровню налогообложения, либо фактические показатели налоговой нагрузки в среднем находятся близко к оптимуму. В первом случае ускорить рост за счет снижения налогов вообще невозможно. Во втором случае это реально только в тех странах, где налоговая нагрузка чрезмерна (намного больше, чем в сопоставимых по душевому доходу странах). Только тогда снижение налоговой нагрузки целесообразно, а при сравнительно низком уровне налогообложения его дальнейшее уменьшение может даже оказаться вредным [14, c. 29].

Следовательно, проблема каждого предприятия становится проблемой государственной. Однако, не стоит забывать, что интересы предприятия не могут в корне отличаться от интересов всего государства в целом. Естественные различия интересов, находящихся в определенных пределах, не могут являться неразрешимым антагонизмом. По нашему мнению решение задачи налоговой нагрузки на каждом предприятии в отдельности скажется на решении этой проблемы в государственном масштабе, что приведет к выходу на второй этап.

Анализируя доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь за 2008 - 2009 гг., можно определить основные особенности его развития:

. Усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, что выражается, например, включенностью различных фондов целевого назначения в государственный бюджет.

. Поддержание социальной направленности системы финансирования расходов государственного бюджета.

. Наличие недостаточно рациональной структуры доходов и расходов бюджета.

. Устойчивый рост бюджетного дефицита и государственного долга, а также преобладание внешних источников их финансирования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...