Роль налогов в Российской Федерации
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Она регламентируется статьей 12 части первой НК РФ.
Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
Второй уровень -
налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания [1].
К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Третий уровень -
местные налоги,
то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на недвижимость юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России.
Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее - группа прочих местных налогов.
Далее проанализируем, поступление администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2009 года (Приложение А). А также что меняется в Налоговом кодексе, поправки внесены Федеральными законами от 17 июля 2009 г. № 165-ФЗ, от 19 июля 2009 г. № 201-ФЗ, 202-ФЗ и 204-ФЗ, от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ (Приложение Б).
Всего в январе-сентябре 2009 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 2 195 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года, рисунок 1 [39].
Рисунок 1 - Сравнение администрируемых доходов федерального бюджета за аналогичные периоды