Налоговый консультант во взаимоотношениях между налоговыми органами и
налогоплательщиками
Основной принцип деятельности налоговых консультантов соблюдение законности. Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоговые консультанты помогают налогоплательщикам соблюдать нормы налогового законодательства, разъясняя их, консультируя по сложным ситуациям, вытекающим из особенностей хозяйственной деятельности. Налоговый кодекс один, но видов деятельности очень много и каждый требует анализа и оценки последствий принимаемых налогоплательщиком решений.
Практика налогового консультирования показывает, что налогоплательщики часто принимают решение не в свою пользу, идя на поводу у налогового органа, не желая спорить с ним. Это определяется часто тем, что налогоплательщик недопонимает последствия принимаемых решений.
Но есть определенная категория налогоплательщиков готовых отстаивать свою позицию, они готовы руководствоваться только налоговым законодательством. Многие налогоплательщики планируют свои налоговые обязательства. Такие налогоплательщики ищут пути законно сокращать свои налоговые обязательства. Проводят активную налоговую политику по оптимизации налогообложения своей деятельности. Эта категория налогоплательщиков является частым клиентом налоговых консультантов. Они обращаются за советом, как по текущей деятельности, так и при проведении проверок.
Ведь иногда просто нет времени у руководства организации на то, чтобы искать специалистов для своей организации, обладающих достаточными знаниями, тем более - обучать имеющихся. В таких случаях налоговые консультанты незаменимы. Налоговые консультанты оказываются востребованными в тех случаях, когда в организации не хватает людей, способных решать определенную проблему с таким же шансом на успех. Потребность в консультантах со стороны вовсе не является признаком некомпетентности сотрудников организации. Темпы изменения налогового законодательства вместе с темпами изменений на рынке и в технике управления организацией настолько высоки, а потребности настолько разнообразны, что даже самые крупные организации могут испытывать нехватку собственных ресурсов для решения некоторых новых проблем и использования новых возможностей.
Налоговый консультант, в силу своей подготовки, может достаточно четко разобраться в сложной налоговой ситуации.
Любая проверка налогового органа (камеральная или выездная) часто сопряжена с нарушениями налогового законодательства. Нельзя сказать, что налоговый орган всегда неправ, но достаточно часто складывается ситуация похожая на разговор слепого с глухим. Многие налогоплательщики просто не в силах точно выразить свою мысль, объяснить налоговому инспектору, почему отражены операции так и никак не иначе. Не все налогоплательщики могут разъяснить и суть проблем, которые стояли при принятии решения об отражении в налоговом учете тех или иных хозяйственных операций.
В этой ситуации именно налоговый консультант, как независимое лицо, сможет оказать услугу, сэкономив и время налогового органа на разбирательство ситуации и деньги налогоплательщика на затраты по арбитражу, либо на уплату недоимки, пени и штрафов. Поэтому налоговый консультант на любой стадии проведения проверки, рассмотрения результатов проверки может оказать помощь и налоговому органу и налогоплательщику, выступая беспристрастно и объективно.
Налоговый консультант может помочь грамотно составить жалобу по результатам налоговой проверки. Особенно это становится актуальным в свете изменений, вступающих в силу с 01.01.2009 г. С 1 января 2009 г. вступает в силу норма п. 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ, устанавливающая, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Следовательно, работы у инспекторов отделов налогового аудита прибавится. Но сотрудники налоговой службы не готовы к 1 января 2009 г., так как данная норма выявила некоторые подводные камни.
Первый подводный камень - недостаток кадров, обладающих необходимыми профессиональными навыками для досудебного урегулирования споров. Второй подводный камень введения обязательной процедуры предварительного обжалования заключается в том, что количество исков в арбитражные суды может не уменьшиться, как это предполагал законодатель, а, наоборот, увеличиться. По той причине, что налогоплательщику придется обжаловать еще и решение вышестоящего налогового органа или отдела налогового аудита. Например, легко представить себе ситуацию, что налогоплательщика не уведомили должным образом о времени и дате рассмотрения его претензии в вышестоящем налоговом органе. В итоге у него не было возможности оправдаться, и появились причины для обращения в суд.