Главное меню

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Выделены три существенных признака бюджета:

1) Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

2) Бюджет представляет собой финансовый план государства. Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место. Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляя Законом Государственный бюджет представляет возможность, наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения.

В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья - бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.

В бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства. В странах с рыночной экономикой она будет иметь приблизительно следующие доходы и расходы.

Доходы:

o Налоги с продаж, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый

сбор, тарифы на импорт - 75-85 %;

o Налоги на собственность - 5-8 %

o Взносы в государственные фонды социального, пенсионного

страхования, НДФЛ, страхование от безработицы - 10-12 %.

Расходы:

o Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии на соц. нужды - 40-50 %;

o Затраты на хозяйственные нужды: дотации государственным предприятиям, капиталовложения в инфраструктуру, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ - 10-20 %;

o Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (например, содержание дипломатических служб, займы иностранным государствам) - 10-20 %;

o Административно - управленческие расходы (например, содержание правительственных органов, милиции, юстиции и прочих) - 5-10 %;

o Платежи по государственному долгу.

В настоящее время размер государственного долга России по международным меркам незначителен: после досрочного погашения в 2005 году долга перед МВФ и существенной части долга Парижскому клубу к концу года он снизился до 15 % ВВП (в том числе внешний до 11 % ВВП). Чистый долг правительства к концу 2005 года уменьшился до 8 % ВВП. В таких условиях можно без угрозы для макроэкономической безопасности и без ущерба для экономического роста, поддерживать постоянное отношение долга к ВВП.

Перейти на страницу: 1 2 3

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...