Главное меню

Необходимость, сущность, формы и условия предоставления финансовой помощи бюджетам

В соответствии с БК РФ, понятие «межбюджетные трансферты» определяется как «средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации».

Можно отметить, что в настоящий момент отсутствует четкое понимание финансовой помощи, которое бы позволяло производить адекватный анализ финансовых потоков между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. [20, с. 328]

Однако в общем смысле, сущность финансовой помощи бюджетам других уровней можно определить следующим образом: она должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) и доступ граждан, вне зависимо от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения эффективности бюджетных расходов.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, установленными законодательством, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. Однако каждый год возникает необходимость выравнивать бюджетную обеспеченность субъектов Федерации, но делать это с каждым годом все сложнее из-за постоянных постоянно возрастающих различий в социально-экономическом развитии между регионами. Например, бюджеты территорий по расходам на здравоохранение и образование в расчете на душу населения различаются в 10-15 раз. [13, с. 45]

Более того, несмотря на то, что федеральный бюджет последние годы формируется с возрастающим профицитом, число региональных бюджетов, имеющих дефицит, увеличивается. [16, с. 12]

Поэтому в целях сбалансированности бюджетов субъектов Федерации из федерального бюджета им предоставляется финансовая помощь через пять бюджетных фондов:

а) Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР);

б) Федеральный фонд компенсации (ФФК);

в) Федеральный фонд софинансирования социальных расходов (ФССР);

д) Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ);

е) Федеральный фонд регионального развития (ФРР).

В соответствии с гл. 16 «Межбюджетные трансферты» Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в следующих формах:

а) дотаций из ФФПР на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.

Дотации из ФФПР предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики, налоговой базы (налогового потенциала), аналогичным показателям в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ, с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...