Главное меню

Анализ прибыли и направлений ее использования

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности организации (фирмы) является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы организации, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль, с другой стороны, - основной источник производственного и социального развития организации, а с другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как организация, так и государство. Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаряувеличению трудового вклада коллектива организации, но и за счет других факторов. Поэтому в каждой организации необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли.

В хозяйственной практике используются следующие показатели прибыли:

· балансовая:

. прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

. прибыль от прочей реализации;

доходы и расходы от внереализационных операций (внереализационные результаты):

а) по ценным бумагам и от долевого участия в совместных организациях;

б) штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные;

в) прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

г) поступления долгов и дебиторской задолженности;

д) поступления от других предприятий и организаций финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и пр.;

· налогооблагаемая;

· льготная (не облагаемая налогом);

· остающаяся в распоряжении организации;

· чистая.

Показатель «балансовая прибыль» изучается при анализе финансового результата от всех видов деятельности организации, а остальные показатели при анализе формирования налогов и распределения прибыли.

На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненности они делятся на факторы первого и второго порядков. К факторам первого порядка относятся изменения:

· прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг);

· прибыли от прочей реализации;

· внереализационных результатов.

Факторами второго порядка являются изменения:

· объема реализованной продукции;

· структуры реализованной продукции;

· полной себестоимости реализованной продукции;

· цен на реализованную продукцию;

· доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях;

· штрафов, пеней, неустоек, полученных за вычетом уплаченных;

· прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

· поступлений долгов и дебиторской задолженности;

· финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли.

Процесс формирования прибыли включает две стадии: создание прибавочного продукта и превращение его в денежную форму. Реально организация получает прибыль в процессе реализации продукции, но так как новая стоимость создается только в сфере производства, то по прибыли, созданной здесь, можно судить об эффективности производства и резервах роста прибыли.

Факторы формирования балансовой прибыли в обобщенном виде характеризует структурно-логическая модель, показанная на схеме 2.

Влияние факторов первого порядка (1-3) и второго порядка (3.1-3.5) рассчитывается путем сравнения соответствующих фактических и плановых (прогнозных) данных.

Факторы второго порядка, характеризующие изменение прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (1.1-1.4), определяются иным способом. В экономической литературе встречаются расхождения в подходах к определению влияния фактора «изменение объема реализации» в части оценки объема реализованной продукции (только для расчета факторов изменения прибыли: по плановой полной себестоимости, по отпускным ценам). Различия в оценке объема реализованной продукции приводят к значительным отклонениям в определении влияния на прибыль факторов: «изменение объема реализованной продукции» и «изменение структуры реализованной продукции». Наиболее точные результаты расчета факторов дает оценка объема реализации по плановой себестоимости

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...