Прибыль, как важнейший показатель деятельности предприятия и факторы,
влияющие на её величину
Чистая прибыль предприятия направляется:
на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники;
на совершенствование технологии и организации производства;
улучшение качества продукции;
техническое перевооружение;
на реконструкцию действующего производства.
Наряду с финансированием производственного развития, чистая прибыль направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачивается единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, оплачивается жильё, оказывается материальная помощь и т.п.
Всё многообразие факторов, влияющих на размер прибыли можно разделить на две группы:
)внешние факторы;
)внутренние факторы.
К внешним факторам относятся:
природные условия;
транспортные условия;
социально-экономические условия;
уровень развития внешнеэкономических связей;
цены на производственные ресурсы и др.
Внутренние факторы по степени их соподчиненности делятся на факторы первого и второго порядка. К факторам первого порядка относятся:
прибыль от продаж;
процентов к получению (к уплате);
прочих операционных доходов (расходов);
прочих внереализационных доходов (расходов).
Факторами второго порядка являются изменения:
объёма реализованной продукции;
структуры реализованной продукции;
себестоимости продукции;
цены продукции.
Кроме того, к внутренним факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен, нарушение условий труда и качества продукции, ведущих к штрафам и экономическим санкциям и др.
Взаимосвязь факторов первого и второго прядка с прибылью прямая, за исключением себестоимости. Факторы первого прядка являются составляющими элементами валовой прибыли. А факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на общую сумму прибыли.
Выручка от продаж продукции является важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли. Она является главным источником денежных накоплений предприятия, представляет собой сумму денежных средств, полученных за отгруженную продукцию, оказанные услуги и выполненную работы. Выручка от реализации включает средства на возмещение затрат предприятием на реализованную продукцию, то есть полную себестоимость, и денежные накопления - прибыль, НДС, акции. Поэтому она используется, прежде всего, на покрытие затрат, включаемых в полую себестоимость реализованной продукции.
Выручка от продаж является обобщающим показателем работы предприятия. Она характеризует объём производства в денежной форме как количественно, так и качественно. С количественной стороны даётся представление о размерах производства в денежном выражении. Недополученные выручки может оказать отрицательное влияние на финансовое состояние предприятия. Качественная сторона выручки проявляется в признании покупателями производственной продукции, подтверждает её общественную полезность, соответствие договорным обязательствам и техническим условиям. Важнейшим фактором, влияющим на величину выручки от реализации, а, следовательно, и на прибыль, является изменение объёма производства и реализованной продукции. Чем больше объём реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получает предприятие, и наоборот. Падение объёма производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов как, например роста цен неизбежно влечет сокращение объёма прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объёма производства продукции на основе технического его обновления и повышение эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчётно-платёжных отношений между предприятиями будут способствовать улучшению условий реализации продукции, а, следовательно, росту прибыли.
Перейти на страницу:
1 2 3 4