Направления использования финансовых ресурсов муниципальных образований
Мобилизованные муниципальной финансовой системой ресурсы направляются на осуществление личного и общественного потребления, осуществление которого происходит, в основном, в следующих формах:
ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; - трансфертов населению;
бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
кредитов иностранным государствам;
средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий [15, c. 55].
Рассматривая государство как субъект финансовых отношений, возникающих по поводу финансирования затрат и расходования средств на выполнение органами власти всех уровней возложенных на них функций, выделены три вида муниципальной деятельности: выравнивание доходов граждан, посредством социальных выплат, производство и предоставление общественных услуг для текущего потребления, а также государственное инвестирование. На основании данной группировки составлена модель горизонтальной сбалансированности между видами финансовых ресурсов и видами деятельности муниципального образования (рис. 4).
Такое закрепление позволяет решить сразу несколько проблем:
увеличить прозрачность муниципального сектора, а также возможность анализа деятельности с точки зрения получения результата;
реально оценить потребности в общественных услугах и привести их в соответствие с финансовыми возможностями, в данном случае цена общественных услуг в виде уплачиваемых налоговых платежей будет соответствовать потребляемым благам (оплата общественных услуг не осуществляется за счет прошлых или будущих поколений);
Рисунок 4 - Соответствие финансовых ресурсов видам муниципальной деятельности
определить приоритетность муниципальных расходов исходя из законодательно утвержденных государственных гарантий;
сократить влияние «политического фактора» на формирование структуры расходов бюджета за счет установления четких бюджетных процедур и ограничений;
диверсифицировать с учетом экономической природы общественных благ использование финансовых инструментов при формировании расходов (использование сметного, проектного или нормативного методов планирования, способов производства и предоставления благ и т.д.);
стерилизовать процесс перераспределения доходов в обществе, не допустив использование для этих целей заемных средств и ранее накопленного национального богатства, что позволит ограничить инфляционные последствия.
Говоря об эффективности муниципального финансового хозяйства и, соответственно, муниципальных расходов следует отметить, что не существует универсального оптимального соотношения между размером муниципальных доходов и расходов. Эффективным можно считать муниципальное хозяйство, в котором каждый вид деятельности осуществляется с максимальной отдачей для общества. С экономической точки зрения муниципальное финансовое хозяйство можно считать эффективным, если за счет минимально возможных налоговых изъятий органы власти обеспечивают предоставление необходимых общественных благ. С социальной точки зрения муниципальное образование считается эффективным, если расходы на предоставление общественных благ (соответственно, и взимаемые налоги) не превышают эффект от получения общественных благ. Но поскольку до сих пор нет надежных способов расчета социального эффекта (особенно во временной перспективе), внимание сосредоточено на экономической эффективности [14,c . 60].
Перейти на страницу:
1 2 3 4