) достаточность финансирования (означает, что выделяемые финансовые ресурсы полностью соответствуют суммам, обозначенным в договорах или утвержденным в виде лимитов бюджетных обязательств);
) своевременность и регулярность финансирования (под этим принципом понимается финансирование в соответствие со сроками контракта);
) эффективность финансирования (предполагает выбор такого варианта, который обеспечит наименьшие бюджетные издержки, причем во внимание принимаются не только расходы по данному контракту или программе, но и расходы, которые могут возникнуть в будущих периодах);
) открытость и прозрачность механизма финансирования (предполагает, что выделение бюджетных средств доступно для оценки и контроля как со стороны контролирующих органов, так и со стороны всего общества, что позволяет своевременно обжаловать действия чиновников, нарушающих права других участников бюджетного процесса) [29, c. 163].
Проанализировав методы финансового обеспечения реализации бюджетной расходной политики, в работе выявлена специфика каждого из методов, влияющая на результативность и эффективность осуществления бюджетных расходов (табл. 2).
Таблица 2 - Характеристика методов финансового обеспечения реализации бюджетной расходной политики муниципального образования
Критерии |
Приобретение |
Сметное финансирование |
Субсидирование |
1. С точки зрения результативности |
1.1. Определенность результата |
Результат финансирования определен, его характеристики четко сформулированы |
Заданы характеристики результата, но цена и объем оплачиваемых услуг заранее неизвестны |
Результат определен качественно и количественно, но цена результата может изменяться |
1.2. Распределение рисков за достижение результата |
При ненадлежащем качестве результата оплата не производиться. Риски несет продавец, а не покупатель |
Все риски за неполучение результата или его удорожание несут органы власти |
Субсидиарная ответственность участников программы. Органы власти несут риск только в рамках определенного результата в соответствие с долей финансирования |
1.3. Контроль за получением результата |
Предварительный (контроль до момента выделения средств), внешний (органы власти контролируют поставщика) контроль |
Последующий, внутренний контроль (органы власти контролируют подведомственные учреждения) |
Сочетание внутреннего и внешнего контроля. Предварительный - на стадии выделения финансирования в части; последующий - на стадии принятия работ |
1.4. Последствия не достижения результата |
Отказ от оплаты сделки. Взыскание убытков за неисполнение контракта |
Плохое качество или отсутствие результата не отражается на финансировании |
Возможно прекращение финансирования на промежуточном этапе. Потери казны соответствуют доли гос. финансирования |
2. С точки зрения эффективности |
2.1. Возможность сопоставления цены результата с существующими |
Можно сравнить цену на рынке |
Невозможно сравнить цену, т.к. даже однотипные учреждения предоставляют разное количество услуг или имеют существенные особенности |
Можно сравнить с имеющимися аналогами, но следует учитывать факторы удорожания |
2.2. Лицо, заинтересованное в снижении издержек |
Поставщик заинтересован в снижении издержек, поскольку может получить контракт только при возможности предложить минимальную цену |
Отсутствует заинтересованность в снижении издержек |
При долевом субсидировании в снижении издержек заинтересованы органы власти и другие инвесторы, чего нет при полном субсидировании, где высвобождаемые средства нельзя направить на другие цели |
2.3. Последствия неэффективности (завышения издержек) |
Отказ от сделки, выбор другого поставщика |
Финансирование не зависит от экономической эффективности. |
Органы власти при полном субсидировании самостоятельно определяют размер субсидий. При долевом субсидировании органы власти несут солидарные убытки |
| | | | |