Главное меню

Зарубежный опыт организации бюджетного процесса

Бюджетный процесс в зарубежных странах характеризуется своими особенностями, что обусловлено формой государственного устройства, формой правления, уровнем экономического развития страны, историческими традициями. Период, в течение которого действует бюджет, считается бюджетным годом. Бюджетный год не везде совпадает с календарным, однако практически во всех странах охватывает около 12 месяцев.

Во Франции согласно Ордонансу 1959 г. бюджет определяется как «совокупность счетов, отражающих в течение года все постоянные ресурсы и затраты государства».

Ордонанс (фр. ordonnance, от ordonner - приказывать, англ. ordinances): в ряде зарубежных государств (Франция, Сенегал, Тунис, Алжир и др.) акт главы государства, относящийся к сфере законодательной деятельности, но принимаемый в силу исключительных причин или в период, когда деятельность парламента прервана в результате исключительных обстоятельств. Ордонансом во Франции называются также акт правительства, подписанные главой государства, принимаемые в порядке делегированного законодательства.

Согласно ст. 1 Декрета 1956 г., бюджет «принимается парламентом в законе о финансах, определяющем экономические и финансовые цели правительства». Таким образом, бюджет как узкий документ, фиксирующий доходы и расходы государства, вписан в более широкую доктрину экономической политики на год. Бюджетный процесс во Франции характеризуется жестким доминированием исполнительной ветви власти. Законодательная власть ограничена как сроками рассмотрения закона о финансах (не более 70 дней), а также и невозможностью внесения в закон дополнений, если они направлены на уменьшение доходной и, что еще важнее, увеличение расходной части.

Ведущая роль в подготовке бюджета принадлежит исполнительной власти. Каждый министр должен подготовить данные о предполагаемых расходах своего ведомства. В начале года Совет Министров определяет основные направления подготовки бюджета, а министр финансов направляет каждому министру указания о том, как должны быть сформулированы их предложения о расходах. В соответствии с этими указаниями министры с помощью своих финансовых служб рассматривают и в случае необходимости сокращают требования кредитов. Таким образом, подготавливается проект данных о будущих расходах министерства. Этот проект должен быть представлен в отдел бюджета Министерства экономики и финансов до 10 мая. Задачи Министерства экономики и финансов по подготовке проекта закон состоят в следующем: объединить предполагаемые расходы, установленные каждым министерством, и добавить к ним расходы самого Министерства экономики и финансов; установить будущие доходы на основе данных о налоговых поступлениях, представляемых Генеральным управлением налогов, Генеральным управлением пошлин и других поступлений, а также возможные доходы, данные о которых представляются отдельными министерствами; осуществить необходимое сокращение расходов и увеличение доходов, чтобы обеспечить финансовое равновесие (баланс); постатейно отредактировать текст закона о финансах. Министр финансов представляет также необходимые документы обязательного характера, которые предназначены для информации и контроля, осуществляемого парламентом. В работе по подготовке проекта закона о финансах и бюджета министру финансов оказывает помощь Бюджетное управление. Окончательное решение по проекту закона о финансах принимает Совет Министров. В результате согласования в Бюджетном управлении с Государственным секретарем, министром финансов, премьер-министром и Президентом, Совет Министров к 15 сентября одобряет проект закона о финансах. Проект, принятый Советом Министров, может подвергнуться некоторым изменениям со стороны парламента. Проект закона о финансах, принятый Правительством, вносится в комиссии по финансам, экономике и планированию, которые существуют в обеих палатах парламента. Комиссия каждой палаты рассматривает проект закона о финансах. Она назначает специальных докладчиков, чтобы рассмотреть требования министров о кредитах, выходящих за рамки бюджета. Комиссия требует у прикрепленного к ней представителя Бюджетного управления все необходимые объяснения. Другие комиссии каждой палаты высказывают свои мнения относительно требований о кредитах министерств, относящихся к их компетенции. Наконец, генеральный докладчик представляет палате свой доклад по общим проблемам бюджета.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...