Правовые основы бюджетной системы
Традиционно при регулировании отношений, связанных с бюджетным процессом, предусматривалась ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на возвратной или безвозвратной основе, и несвоевременное зачисление и перечисление бюджетных средств.
Санкции за данные правонарушения в современном российском законодательстве впервые появились в Указе Президента РФ от 8 декабря 1992 г. О федеральном казначействе и позже в письме Минфина РФ от 16 апреля 1996 г. № 3-А2-02 О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета, в котором было установлено определение нецелевого использования средств федерального бюджета. Длительное время данные нормативные акты были единственными, устанавливающими ответственность и порядок ее применения за нарушения бюджетного законодательства.
Следующий этап правового регулирования отношений по применению ответственности за нарушения в сфере бюджетного законодательства начался с 1 января 2000 г. - момента введения в действие БК РФ. Принятие Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) расширило ряд нормативных актов, регулирующих отношения в этой области.
БК РФ (гл. 28) установил ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного им порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, что признается нарушением бюджетного законодательства и влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения:
• предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
• блокировку расходов;
• изъятие бюджетных средств;
• приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
• наложение штрафа;
• начисление пени.
Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ являются:
• неисполнение закона (решения) о бюджете;
• нецелевое использование бюджетных средств;
• неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
• неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
• несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
• несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
• несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
• несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
• несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
• несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
• несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
• несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
• несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
• отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства;
• несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
• финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
• финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
• несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
• несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга;
• открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделении Банка России.
Органы Федерального казначейства в области применения мер принуждения наделены определенными полномочиями. Правом применения мер принуждения обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями).
Руководители органов Федерального казначейства и их заместители в установленном порядке имеют право:
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6