Главное меню

Определение неудовлетворительной структуры баланса предприятия

Тема 5 Финансовое прогнозирование и оценка потенциального банкротства

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и по возможности численно выражаются набором показателей, ключевых для данного уровня управления.

Необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим три из них, являющиеся, по нашему мнению, основными: неопределенность будущего; координирующая роль плана; оптимизация экономических последствий.

Действительно, если бы будущее компании было предопределено, не было бы нужды разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Главная цель составления любого плана - не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений деятельности организации некоторого «коридора», в границах которого может варьироваться тот или иной показатель.

Смысл координирующей (в известном смысле, системообразующей) роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет компании работать без существенных сбоев. Эта роль особенно проявляется в крупнейших компаниях, имеющих сложную структуру управления, а также в компаниях, активно использующих систему поставки сырья «точно в срок».

Последняя причина необходимости составления планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану; кроме того, и негативные финансовые последствия менее значительны.

В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы.

Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики.

Стратегический план может иметь следующую структуру:

Раздел 1

Содержание и целевые установки деятельности компании. Рассматриваются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, приводятся масштабы и определяются сфера деятельности, тактические цели и задачи.

Раздел 2

Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.

Раздел 3

Специализированные планы и прогнозы:

· производство;

· маркетинг;

· финансы (финансовый план);

· кадровая политика;

· научно-исследовательские и конструкторские разработки;

· новая продукция и рынки сбыта.

Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. В процессе финансового планирования: а) идентифицируются финансовые цели и ориентиры компании; б) устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию компании; в) формулируется последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей.

Известны два типа финансовых планов: долгосрочный и краткосрочный. Основное целевое назначение первого - определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения компании; целью второго является обеспечение постоянной платежеспособности компании.

Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:

· анализ финансового положения компании;

· составление прогнозных смет и бюджетов;

· определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;

· прогнозирование структуры источников финансирования;

· создание и поддержание действенной системы контроля и управления;

· разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.

При подготовке плана нужно учитывать:

· наличие ограничений, с которыми сталкивается компания (требования по охране окружающей среды; требования рынка по объему, структуре и качеству продукции; технические, технологические и кадровые особенности данной компании);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...